Благодійна організація
"Лікарняна каса Полтавщини"

Здоровье нации можно поправить за один год

При наличии доброй воли систему реимбурсации* и страховой медицины можно ввести за один год. Даже если на первом этапе ограничиться возмещением стоимости небольшой группы кардиопрепаратов, это поможет укрепить здоровье 10 млн. украинцев.

_________ ______________
*Реимбурсация — система возмещения стоимости лечения для населения. Она является составляющей систем здравоохранения и социального обеспечения развитых стран мира. Система финансируется из государственных и/или негосударственных страховых фондов. В целом существует множество программ системы реимбурсации, поэтому универсальная модель как таковая отсутствует (особенности касаются степени охвата населения, перечня препаратов, размера возмещения, уровня контроля со стороны регулирующих органов и т.п.). В ее основе лежит общегосударственное медицинское страхование населения (социальное страхование здоровья).

Украинская система возмещения стоимости лекарств среди европейских стран, в том числе и стран СНГ, является наиболее отсталой и неэффективной. В результате наша страна выделяется не только высокими темпами смертности населения, но и скоростью старения, а также слабым здоровьем нации. И также как и «бесплатная» медицина, низкие цены на лекарства не смогут улучшить здоровье украинцев. Система здравоохранения нуждается в действенных рецептах, широко используемых в мире.

Низкие цены не гарантируют доступность

Как известно, доступность лекарств зависит не столько от низких цен, сколько от эффективности возмещения их стоимости. Именно поэтому, несмотря на самые низкие в Украине цены на лекарства в Европе, для 80% населения нашей страны лекарства остаются недоступными. По словам первого заместителя генерального директора Государственного экспертного центра МОЗ Виктора Чумака, поскольку существующая практика возмещения малоэффективна, основная масса населения покупает лекарства за свои средства. «Именно поэтому спрос на медуслуги и лекарства определяется не заболеваемостью населения, а его покупательной способностью. Причем, в основном пенсионеров», – считает Виктор Чумак.

Нужно констатировать, что, несмотря на все усилия, система «бесплатной» медицины в существующем виде – это неподъемный груз для бюджета и недоступная «роскошь» для населения. Так, «на бумаге» усредненно государство финансирует около 20% затрат на лекарства на одного больного. Но и эти средства редко в полном объеме доходят до пациентов. Поэтому и говорят, что система дважды не эффективна. С одной стороны, выделяемых средств должно быть минимум в 3 раза больше, а с другой – они должны доходить до пациентов, а не только числиться в отчетах.

На сегодня возмещение средств за лекарства и медуслуги происходит двумя путями. Большая часть малого количества бесплатных препаратов закупаются через тендеры. Система тендеров пытается бороться с ограниченной группой социально-значимых заболеваний. Среди них – туберкулез, сахарный диабет (закупки инсулина), онкология (весьма незначительная часть лекарств). Кроме того, с помощью тендеров финансируется программа вакцинации, а также закупаются препараты для поддержания больных СПИДом и пр. Кроме системы тендеров, небольшая часть лекарств и медуслуг, которые в соответствии с конституционным правом должны предоставляться бесплатно в условиях стационарного лечения, возмещается клиентам больничных касс. Эта очень молодая форма возмещения была внедрена недавно: больничные кассы начали действовать несколько лет назад в экспериментальном режиме в отдельных городах страны.

Например, в Киеве первая больничная касса заработала только с января 2011 г. Напомним, что на сегодня из всего населения лишь 800 тыс. человек стали клиентами больничных касс. Понятно, что со временем эта цифра возрастет: в развитых странах таких пациентов от 85% до 95% населения. Между тем, в нынешнем варианте больничные кассы обеспечивают возмещение средств на медпрепараты по лечению небольшой части распространенных болезней для тех, кто лечит в стационаре.

По мнению специалистов, обе системы на сегодня не проявили высокой эффективности. И если больничные кассы при несомненных перспективах пока вносят низкий вклад из-за своего малого распространения, то система тендеров скомпрометировала себя довольно грубым подходом, не учитывающим специфики лечения большой части пациентов. По словам Владимира Игнатова, исполнительного директора ассоциации «AIPM Ukraine», «образно говоря, принцип работы системы тендеров – это закупка кирзовых сапог 43-го размера для всей страны. Сразу возникают закономерные вопросы – кому они будут впору, и что делать тем, кому они не подошли». К сожалению, система тендерных закупок годовой потребности лечебных учреждений в лекарственных средствах практически не учитывает конкретные потребности конкретного пациента.

Система тендеров работает по принципу прогнозных закупок лекарств, что называется, «впрок». При этом в фокусе находится не реальный пациент с проблемой, а виртуальное койко-место в больнице, из-за чего большая часть лекарств (на десятки и сотни миллионов гривен) к концу года просто списывается.

Главное условие медицинской «гармонии»

Специалисты уверены, что на сегодня существует необходимость, во-первых, во введении реимбурсации (полного, либо частичного возмещения стоимости лекарств) для наибольшей группы пациентов – амбулаторных больных. И, во-вторых, в изменении принципа системы тендеров (там, где это возможно) от «закупок впрок» на систему «закупок по факту». Говоря об объемах возмещения, напомним, что в развитых странах государством и страховыми компаниями реибурсируются до 3\4 лекарств, предлагаемых на рынке.

Напомним, что в странах Евросоюза в список препаратов, подлежащих полному, либо частичному возмещению, подпадает до 75% лекарств, присутствующих на рынке. Например, в Германии все группы лекарств разделены на 5 ценовых категорий, из которых лекарства наиболее массовых 1-й и 2-й категорий оплачиваются через больничную кассу. Американская страховая система предусматривает разный уровень стоимости страховки, которую выбирает сам пациент. В страховом полисе оговаривается уровень медицинских услуг, а также препараты для его лечения, за которые пациент впоследствии уже не платит. В некоторых случаях системы реимбурсации для ряда медикаментов предполагают принцип солидарной оплаты. В таком случае часть стоимости препарата оплачивает пациент, а часть – государство или страховая компания.

Кроме того, что система реимбурсации с первых дней своего внедрения делает доступными многие лекарства, она также существенно влияет на ценовое регулирование. Так, возмещаемые препараты сдерживают рост цен на лекарства, не входящие в список реимбурсации.

В Украине уже есть примеры действия этой системы в нескольких пилотных регионах (например, в Житомирской области). Однако дальше экспериментов дело пока не пошло. Между тем, специалисты утверждают, что большая часть населения в масштабах страны уже готова официально платить за медицинские услуги, требуя взамен лечение соответствующего качества. Медики и фармацевты также горячо поддерживают эту идею. Почему же Украина не спешит с внедрением реимбурсации по примеру европейских соседей…?

Среди объективных причин - незавершенная работа по созданию стандартов лечения и введению формулярной системы. Как известно, для внедрения любого вида реимбурсации необходимо знать, сколько стоит то или иное лечение, учитывать стоимость лекарств с доказанной эффективностью. По мнению Главы Правления Союза потребителей медицинских услуг лекарственных средств и изделий медицинского назначения Владислава Онищенко, «кроме стандартизации лечения для внедрения реимбурсации на данном этапе единственным эффективным механизмом является формирование Государственного формуляра, в который должны быть включены исключительно препараты гарантированного качества с доказанной эффективностью и безопасностью. Кроме того, что формуляр является своеобразным «билетом» для системы здравоохранения в реимбурсацию, создание формуляра (обращаю внимание – по торговым наименованиям) приведет к значительной экономии бюджетных средств, связанной с вспомогательными функциями продвижения аналогичных препаратов».

Возникает второй вопрос: сколько времени необходимо для прохождения подготовительного этапа внедрения реимбурсации? Часть чиновников, утверждает, что для этого понадобятся 5-7 и более лет. У практиков же иное мнение.

Время – не только деньги

Специалисты, имеющие опыт внедрения реимбурсации в масштабах страны, утверждают, что при грамотном подходе подготовительная работа может занять от силы один год. По словам генерального директора Roche Ukraine LLC Алы Чобану (принимала участие в процессе внедрения системы реимбурсации и страховой медицины в Молдове), «для введения страховой медицины и реимубрсации в Украине понадобится один год после принятия закона и создания команды, которая должна все сделать «под ключ». Если сегодня дать отмашку, с 1 февраля 2012 года система бы заработала».

Здесь коллегу поддерживает и ряд украинских специалистов. По словам, исполнительного директора Ассоциации производителей инновационных лекарств Юрия Савко, в целом, нет серьезных препятствий для поэтапного ведения системы реимбурсации. «В самое ближайшее время можно внедрить пилотные проекты по некоторым группам медикаментов, которые поставляются в рамках текущего бюджетного финансирования по отдельным болезням, постепенно расширяя список медикаментов и определяя уровни компенсации», – считает Юрий Савко.

Например, на первом этапе введения реимбурсации достаточно сосредоточиться на лекарствах против наиболее распространенных и социально значимых болезней – сердечнососудистые заболевания (ССЗ), неврологические, онкологические (расширить спектр помощи) и пр. Например, одной из наибольших проблем на сегодня является недостаточное использование препаратов для лечения ССЗ, которые медики называют «убийцей №1». Так, ежегодно от этой напасти в Украине умирает более 400 тыс. человек. А только зарегистрированных больных ССЗ – 10 млн. граждан разного возраста. Для преодоления своего рода кризиса в борьбе с заболеваниями сердечнососудистой системы, а в частности, с артериальной гипертензией, необходимо около 200 грн. на 1 человека в год (2 млрд. грн для всей страны). «Даже компенсация 50% стоимости на первом этапе помогла бы добиться огромных результатов в решении этой проблемы», – уверен Владимир Игнатов.

Именно по такому пути – охват наиболее востребованных препаратов исходя из анализа наиболее массовых заболеваний – пошли в Молдове. «Мы начали с кардиологических препаратов, потом добавляли препараты для лечения анемии, в 2009 добавили часть препаратов от гастроэнтерологии и неврологии, а в 2010 – еще часть препаратов для лечения неврологических болезней и расширили реестр кардиологических лекарств, подлежащих реимбурсации», – рассказывает Ала Чобану.

Как результат за 5 лет в Молдове значительно улучшились показатели излечимости (а не только фиксации) заболеваний. При этом покупательская способность молдавского населения выросла более, чем вдвое. Это сказалось и на экономике медицины: выделяемая сумма на бесплатные лекарства выросла почти в 20 раз (с 7 млн. леи в 2005 до 130 млн. леи в 2010 г. на компенсируемые лекарства). Все это позволило увеличить расходную статью на систему здравоохранения с менее 3% до 5,2% в 2010 г.

Украинские специалисты уверены, что без внедрения реимбурсации доступность лекарств останется на прежнем уровне, даже если цены будут заморожены на годы. Между тем именно запуск этой программы, а также переориентация части программ тендерных закупок на нужды пациента, помогут в считанные годы поправить здоровье нации и усилить систему здравоохранения. И, несмотря на пессимистические взгляды отдельных чиновников, опыт показывает, что реально система реимбурсации и страховой медицины может быть внедрена за короткий период.

Алексей ДЕЕВ

http://2000.net.ua/2000/aspekty/meditsina/72029

 

 

© 2020 Благодійна організація "Лікарняна каса Полтавщини"