Благодійна організація
"Лікарняна каса Полтавщини"

Срочная реформа здравоохранения – альтернативы нет

15.10.2010zdravooxranenie-tabletki

Таково  единодушное мнение и практикующих врачей, и научной медицинской  элиты, и нас всех, граждан Украины.. Самое большое богатство – это наше здоровье. Это аксиома жизни. Вот только, к сожалению, за последние годы наше отечественное здравоохранение для многих превратилось в «здравозахоронение». Проблема охраны здоровья украинских граждан уже превратилась в проблему угрозы национальной безопасности страны. Система здравоохранения – самое слабое звено социальной политики Украины. Трудно назвать человека в Украине, которого удовлетворяла бы существующая система здравоохранения.

Сегодня много версий по причинам деградации системы здравоохранения, и зачастую представители различных ветвей власти сетуют друг на друга, Президент на Кабинет Министров, Кабинет Министров на региональные администрации, силовые органы на медиков, а медики лишены возможности реализовывать знания и умения на благо здоровья населения.
И как всегда риторический вопрос: кто виноват? В данном случае, все. Каждая ветвь власти вложила и продолжает вкладывать свою лепту в развал системы.
Хотелось бы напомнить, что система здравоохранения – это система мер, направленных на обеспечение сохранения и развития физиологических и психологических функций оптимальной трудоспособности и социальной активности человека, при максимальной биологической возможности индивидуальной продолжительности жизни (Закон Украины «О здравоохранении»). При этом, по данным экспертов ВОЗ, вклад медицинских мероприятий в формирование здоровья населения не превышает 25%. Вклад других детерминантов здоровья – социально-экономические, поведенческие (образ жизни), экологические и другие факторы составляют более половины.
Как же построенная у нас система управления процессами, влияющими на здоровье населения, на уровне государства, региона, города и населенного пункта, способна ли выполнить эти задачи? И кто несет ответственность?

И ответ обывателя очевиден – конечно же, медицина. Но медицина не в состоянии в рамках существующей компетенции решать эти задачи в полном объеме. Ведь у нас система здравоохранения на региональном уровне представлена лечебно-профилактическими (ЛПУ) и санитарно-эпидемиологическими (СЭС) учреждениями, задача которых сфокусирована на организацию медико-санитарной помощи населению.
Несмотря на то, что, на центральные органы управления МОЗ Украины (КМУ), возложена вся полнота ответственности за состояние здоровья населения, механизмы же управления находятся в компетентности представительских органов власти (Советы всех уровней).

Это первая проблема, а из нее вытекают: проблемы бюджетного финансирования, управления и организации, то есть политические, экономические, социальные и, конечно же, профессиональные. При этом проблема разбалансирования прав и ответственности усугубляется по мере снижения иерархии управления. А на региональном уровне система здравоохранения практически трансформируется в систему медицинской помощи, со своей информационной системой и организацией. Указанная проблема отчетливо проявляется на уровне бюджетного финансирования системы здравоохранения по остаточному признаку. Всем известно, что если на медицину выделяется меньше чем 10% от ВВП, здравоохранение переходит в ситуацию стагнации (а в Украине – это 3-5 %). Вот мы уже 14 лет на этом уровне и находимся.

Какова роль областных управлений, если они не влияют на процессы кадрового, технологического и финансового обеспечения районных, а тем более, городских систем здравоохранения. Фактически региональный уровень стал промежуточным звеном по передаче информации с базового к центральным органам управления. А базовый уровень в силу отсутствия необходимых материальных средств не в состоянии решать поставленные задачи.
Были ли попытки изменить ситуацию – были и есть. В 2000 г. силами ученых была разработана Концепция развития охраны здоровья, утвержденная Президентом Украины. Впервые на официальном уровне были сформулированы направления реорганизации; это и механизмы формирования бюджета, и пути оптимизации сети учреждений и приоритеты в области науки. И что сделано?
Под эту Концепцию организовали ворох никому не нужных Указов, постановлений, решений и приказов, принято бесчисленное количество программ, которые только стимулировали углубление кризиса. Например, оптимизация стационарной помощи превратилась в тотальное сокращение коечного фонда. Вспоминается крылатая фраза академика В.В. Фролькиса во время дискуссий с такого рода реформаторами «Кастрация никогда не была методом лечения».

А что с поликлинической службой? Учитывая материально-технические возможности, она не в состоянии удовлетворить возрастающую потребность населения. Усугубила проблему и параллельная организация учреждений семейной медицины. То есть, идет размывание и до того скудных ресурсов.
Что же сдерживает структурную перестройку? Затягивание парламентом Украины принятия пакета законодательных актов реформирующих систему здравоохранения. Очевидно, что это и комплекс нерешенных проблем на уровне региональных систем здравоохранения. Напомню, что принятая в СССР система здравоохранения включала 3 уровня организации. Первый – это первичная медико-санитарная помощь (ФАПы, сельские амбулатории и городские поликлиники). Второй этап – это ЦРБ и городские больницы, и, наконец, третий этап – это областные учреждения. Чтобы прочувствовать глубину существующей проблемы, несколько слов о состоянии последнего этапа, на котором оказываются специализированные виды медицинской помощи всему населению области. Очевидно, что при ухудшении состояния здоровья населения должны увеличиваться нагрузки на ЛПУ, в том числе и на стационары лечебных учреждений. У нас такая закономерность не просматривается. Почему? Причиной тому есть, прежде всего, низкое качество стационарных видов медицинской помощи и увеличивающаяся на население финансовая нагрузка. Но именно эта тенденция стала причиной поголовного сокращения коечного фонда. И куда идут больные с населенных пунктов районов и городов? В областные ЛПУ. А привязанность финансирования к коечному фонду ведет к диспропорции объема помощи и финансового обеспечения. Последствия:
– нагрузка на этом этапе возрастает, а объем финансирования уменьшается;
– уменьшение доли плановых мероприятий превратили областные больницы в учреждения неотложной медицинской помощи.

Таким образом, финансирование лечебных учреждений, а не системы здравоохранения привело к разбалансированию соотношения учреждений по этапам медицинской помощи.
Усугубило эту проблему и то, что управления здравоохранением крупных городов  приступили к воссозданию на территории всех 3-х уровней медицинской помощи при колоссальном дефиците бюджета. И как результат низкое качество медицинской помощи. Реформы ради реформ. Уменьшились ли при этом затраты населения на медицинскую помощь? К сожалению не только не уменьшились, но и значительно возросли. По данным социологических исследований «Громадськой ради з проблем охорони здоров’я» только на медикаменты в городе Одессе из бюджета населения тратится более 10 млн. долларов! При отсутствии государственной политики в области фармацевтического сопровождения лечебных мероприятий, эти расходы имеют тенденцию к росту. Чего стоит предложения правительства по обеспечению больных сахарным диабетом инсулинами? Практически не включаются в систему частные клиники, нет единой системы управления качеством оказываемых услуг. А принятые механизмы контроля качеством со стороны центральных органов управления (МОЗ Украины) все отчетливее приобретают фискальный характер. Практически замерла работа и по развитию первичной медицинской помощи на принципах семейной медицины. Ведь это основа будущей системы здравоохранения. А что же государство? Кабинет Министров кивает на Парламент (ст. 48 Конституции Украины о бесплатной медицинской помощи), а Парламент на Кабинет Министров. И самое главное оба института правы, и оба института власти, в одинаковой степени, виновны, перед населением Украины за деградацию системы здравоохранения. Первые заблокировали систему медицинского страхования, а вторые не в состоянии эффективно использовать ресурсы. Примером этого является состояние научно-исследовательских институтов и медицинских Вузов. Ни одна богатая страна не позволяет себе содержать такого количества НИИ и медицинских Вузов. Вместо того чтобы сконцентрировать ресурсы на базы 5-8 Вузов и улучшить качество подготовки специалистов, продолжается практика открытия новых медицинских факультетов по стране. Конечно, причина кроется в неуклюжей социальной политике, когда местные органы власти не в состоянии обеспечить необходимыми условиями молодых специалистов. Но при таком количестве Вузов страдает качество подготовки специалистов. На рынок труда выбрасывается значительное количество невостребованных специалистов медицинских профессий. В то же время дефицит специалистов в сельском здравоохранении в отдельных регионах доходит до 50 %., а в некоторых регионах и более.

А как выглядят институты отраслевой и Академической науки? Убогие помещения (да и те зачастую в аренде), низкий уровень технологического оснащения лабораторий, отсутствие молодых, перспективных ученых. И с этим потенциалом мы хотим обеспечивать научное сопровождение «прорыва» в социально-экономической сфере страны? Идея создания крупных научно-практических Центров и технополисов лопнула, не успев даже сформироваться. Что делать? Извечно риторический вопрос, на который все же есть ответ:
1. Сделать шаг назад, и осмотреться, если необходимо пересмотреть, дополнить или изменить приоритеты стратегии (Концепции) реформирования системы здравоохранения, и ее структуры, и приступить к реализации.
2. На базе откорректированных стратегических направлений разработать четкие планы оперативной политики не в рамках МОЗ Украины, а как минимум на уровне КМУ или РНБО.
3. Разработать базовую (региональную) модель системы и сформулировать принципы управления при многоканальном финансировании.
4. Открыть путь к страховой медицине и контрактным условиям работы ЛПУ.
Оппоненты снова могут посетовать и потянуть назад к бесконечной дискуссии. Смею им заметить, что продолжение существующей политики в области здравоохранения – это усугубление деградации системы. Наконец-то должна появиться политическая команда, которая не декларативно, а профессионально займется построением в стране высокоэффективной, ориентированной на потребителя системы здравоохранения.

В качестве модели может быть принята  программа ВОЗ «Здоровые города (территории)». В этой программе, на наш взгляд, представлен оптимальный механизм управления всеми компонентами, которые детерминируют здоровье. Это экологическая, социальная, поведенческая и медицинская составляющая. Положительный опыт этих программ уже имеется во многих странах Европы, что позволило не только пересмотреть принципы организации систем здравоохранения, но и продвинуться в плане оптимизации ресурсов здравоохранения. Переход от чиновничье-бюрократической, к научно-обоснованной системы управления здравоохранением, ориентированной на конечные результаты – это путь, который неизбежно мы должны пройти сегодня. Иначе завтра может не быть! Деятельность правительства в сфере охраны здоровья населения на национальном и глобальном уровне, должна стать прозрачной и рассматриваться, как многосторонняя проблема и важный неотъемлемый элемент социально-экономической государственной политики. Какой должна быть главная идея государственной политики сегодня? Это создание системы медицинского обеспечения, которая обеспечивает равный и справедливый доступ всех членов общества к необходимым медицинским услугам, высокое качество, экономичность, эффективность и результативность услуг, которая содействует улучшению общественного здоровья, повышению уровня удовлетворенности населения страны состоянием и качеством системы здравоохранения и устранение структурных диспропорций в процессе развития отрасли. В противном случае, уже не за горами ситуация, когда в стране просто некому будет создавать экономические блага, не будет практически здорового населения. Мероприятия по реформированию отрасли должны опираться на имеющийся мировой опыт, учитывать состояние и возможности национальной экономики, позитивные достижения прошлой и существующей систем организации медицинского обслуживания населения, историко-культурные традиции украинского общества. Исходя из этого, задания национального уровня, которые сегодня должны стоять перед системой здравоохранения – это обеспечение реализации реформирования сферы здравоохранения, разработка, координация и контроль исполнения государственных программ развития здравоохранения, организация предоставления государственными и коммунальными учреждениями здравоохранения бесплатной медицинской помощи населению, разработка мероприятий по профилактике и снижению заболеваемости, инвалидности и смертности населения, повышения рождаемости, разработка механизмов защиты населения от рисков на случай болезни.

Задания на региональном уровне – обеспечение выполнения реформирования сферы здравоохранения на соответствующей территории. Для этого необходимо обеспечить развитие сети многопрофильных учреждений здравоохранения для обеспечения населения доступной медико-санитарной помощью. Необходимо также обеспечение выполнения законодательства в сфере здравоохранения, государственных стандартов и критериев, направленных на обеспечение снижения вредного влияния окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также придерживаться нормативов профессиональной деятельности в сфере здравоохранения и медицинских технологий, государственной фармакопеи.
Как же уже сегодня приблизить позитивные изменения в системе здравоохранения  к населению на местном уровне? Как кандидат в депутаты Одесского областного совета от партии «Справедливость» считаю это вполне возможным, и вижу это в следующем:
1. Открытость  и прозрачность деятельности  областного, городского, районных управлений здравоохранения и доступность общения со всеми его специалистами для граждан Одессы;
2. Полная децентрализация  закупок медикаментов, медицинской техники, и других материально-технических фондов для лечебно-профилактических учреждений города; отмена проведения тендеров в сфере здравоохранения;
3. Реформирование  деятельности поликлинических учреждений  области и города в оказании первичной помощи гражданам Одессы и профилактики заболеваний. Восстановления системы диспансеризации и профилактических осмотров населения;
4. Строительство  многопрофильной больницы скорой  медицинской помощи;
5. Проведение  реформирования рынка медицинских услуг, создание многопрофильных стационаров в районах города и области;
6. Прозрачность  и доступность получения бесплатных  медикаментов для диспансерных  больных и социально незащищенных  слоев населения;
7. Организация  полноценного питания из экологически чистых продуктов в стационарах города и области;
8. Организация  бесплатной неотложной медицинской  помощи для населения города;
9. Создание муниципального  Фонда медицинского страхования  для оказания адресной медицинской  помощи социально незащищенным слоям населения с отчислением в Фонд от 4 до 15 % средств из городского бюджета;
10. Создание в  системе городского здравоохранения  системы больничных касс. Больничные  кассы – это упрощенная система  медицинского страхования. В Одессе  уместным будет создание 10 больничных касс при крупных многопрофильных стационарах и ежемесячный взнос жителей в сумме 50 грн. Главным ориентиром при создании больничных касс должна быть доступность квалифицированного лечения. Сумма добровольного вклада отличается: за 15 грн. человек может раз в год пройти курс лечения на 500 грн., а за 30 грн. – на 1 тыс. грн. Деньги из касс расходуются только на оплату медикаментов для лечения, диагностического обследования и процедур. Для социально незащищенных слоев населения, лечение оплачивается частично из бюджета города, а частично – из фондов предприятий, частично – из больничных касс.

Больничная касса  финансирует разовое обследование: рентген, УЗИ, электрокардиограмму  и т.п. плюс медикаменты на лечение  до 500 грн.
Те пациенты, которые проходят по социальной программе, лечатся абсолютно бесплатно.
Из больничных касс не оплачиваются стоматологические  услуги – они считаются эстетической услугой. Больничные кассы не покрывают  расходы на прерывание беременности или искусственное оплодотворение, зато больничные кассы компенсируют стоимость родов, стоимость хирургической операции.
Программа больничных касс предусматривает плановое и  срочное лечение. Пациент сам  решает, проходить ему дежурное обследование или же оставить такое право в  запасе на случай ЧП. Деньги не сгорают, и если два года он не лечится, значит, потом можно будет пройти курс лечения на большую сумму.
Медикаменты закупаются с оптовых складов. Это позволяет  сэкономить до 30% средств, на которые  потом приобретаются дополнительные лекарства. В день поступления в стационар пациент сразу же получает на руки все необходимые медикаменты.
Контроль расходованием средств больничных касс осуществляет Общественный Совет, в составе которого должны быть представители профессиональных медицинских и других общественных организаций.
Распространить  этот опыт в районах области.
11. Силами представителей  в депутатских корпусах города, области и ВР лоббировать принятия законодательной базы по реформе здравоохранения в Украине в самые краткие сроки.
Формирование областного и городского бюджетов ответственным депутатским корпусом позволяет внедрение всех этих изменений в региональную систему здравоохранения уже сегодня. Последнее слово остается за одесситами, когда они будут идти к избирательным урнам 31 октября. К критической точке «невозврата» в системе здравоохранения мы уже подошли. Так давайте вместе изменим Одессу!
Ирина Голобородько,
http://odessa-daily.com.ua
© 2018 Лікарняна каса Полтавщини.